
С начала 2018 года практически во всех министерствах и службах Дагестана идет выемка документации. Обыски проходят в министерствах финансов и здравоохранения, в органах образования, а также в управлении службы судебных приставов и ряде других правоохранительных структур, в том числе в городских и районных подразделениях. Следственные действия связаны с уголовным делом о хищении денег, выделенных Дагестану из бюджета.
В Дагестане заменили весь личный состав на постах дорожно-патрульной службы. Вместо местных патрульных дежурят полицейские и бойцы Росгвардии, которые прибыли в регион в командировку из других регионов страны.
Начиная с января 2018 года, в Дагестане работает специальная комиссия из сотрудников МВД, ФСБ, Следственного комитета и Генпрокуратуры, которая расследует случаи коррупции в регионе. Среди целей комиссии называют «проверку состояния законности» и «декриминализацию властных структур».
Всем высокопоставленным чиновникам Дагестана запретили уезжать за границу до тех пор, пока спецкомиссия не закончит свою работу в республике. Покидать Россию запрещено всем руководящим работникам республиканского и городского уровней.
Аресты в Дагестане
С начала работы спецкомиссии в Дагестане задержали ряд высокопоставленных чиновников. Самым громким стало задержание временного премьер-министра республики Абдусамада Гамидова, у которого во время обыска 5 февраля нашли золотой пистолет и два автомата Калашникова. Вместе с ним следователи задержали двух заместителей главы правительства Дагестана Шамиля Исаева и Раюдина Юсуфова, а также экс-министра образования республики Шахабаса Шахова, которых этапировали в Москву и арестовали.
Чиновников обвинили в хищении 100 миллионов рублей, выделенных из бюджета Дагестана на социальные программы в регионе. По версии следствия, чиновники украли деньги, когда, в частности, покупали здание для детского сада и реконструировали центр для временного содержания иностранцев.
После задержания премьер-министра и его замов временно исполняющий обязанности главы Дагестана Владимир Васильев отправил правительство республики в отставку. Прежний состав кабинета министров продолжил работу до формирования нового правительства. 7 февраля новым премьер-министром региона назначили 39-летнего Артема Здунова, который до этого работал министром экономики Татарстана.
За время работы спецкомиссии в Дагестане также задержали мэра Махачкалы Мусу Мусаева, которого обвиняют в земельных махинациях на 80 миллионов рублей. Его арестовали 21 января, а спустя пять дней суд по ходатайству следствия временно отстранил его от должности. Сейчас Мусаев находится в СИЗО во Владикавказе. Помимо этого задержан главный архитектор Махачкалы Магомед-Расул Гитинов, подозреваемый в превышении должностных полномочий. Также обыски прошли в администрации Табасаранского района республики.
После серии арестов, прошедших 5 февраля, среди большинства чиновников республиканского правительства и администраций городов началась паника. Причем паника охватила в том числе главных врачей больниц и прочих «главных бюджетников». Чиновники опасаются, что, если следователи пришли за руководством правительства и мэром Махачкалы, то могут прийти к любому влиятельному чиновнику, и никто за него не заступится, добавил другой собеседник, знакомый с настроениями региональной элиты.
Кто стоит за чисткой в Дагестане
Массовые аресты в Дагестане начались после того, как новый глава республики Владимир Васильев встретился с президентом Владимиром Путиным в декабре 2017 года. По информации источников издания, именно после этой встречи было принято «решение о чистке».
Происходящее в Дагестане — это «показательная порка», которая непосредственно связана с приходом в регион Владимира Васильева, в прошлом руководившего фракцией «Единой России» в Госдуме, считает бывший министр печати и массовых коммуникаций Дагестана Нариман Гаджиев. «Это показательная порка, силовикам необходимо наладить контроль в малоконтролируемом регионе, одиозных почистить, своих людей расставить. Когда Васильев пришел в регион, он увидел масштабы воровства и коррупции», — сказал Гаджиев.
Выходец из МВД Владимир Васильев возглавил Дагестан 3 октября 2017 года, сменив на посту руководителя республики Рамазана Абдулатипова, который управлял регионом с сентября 2013 года. Васильев стал первым главой Дагестана с 1920-х годов, который родился за пределами республики.
Дела на миллиарды. Сообщников дагестанских чиновников будут искать в Москве.
У следователей есть вопросы и бывшему главе Дагестана Рамазану Абдулатипову, который был отправлен в отставку осенью 2017 года. По оперативным данным, Абдулатипов мог знать о том, чем занимается группировка Гамидова, однако ничего не сделал, чтобы её остановить. Возможно, некоторые аферы стали возможны благодаря положительным резолюциям бывшего главы республики. Тем более её ключевой участник — министр образования Шахабас Шахов — давний друг Абдулатипова.
Именно с приходом к власти Абдулатипова места в министерствах и ведомствах стали занимать близкие к нему люди. Его старший сын Джамал стал заместителем мэра Каспийска. Другой сын — Абдулатип — был назначен советником руководителя аппарата администрации главы и Правительства Дагестана. По оперативным данным, он может иметь отношение к скандально известному мусорному оператору Махачкалы — фирме "Эко М". Деньги на уборку регулярно разворовываются, а город утопает в мусоре.
Зять Абдулатипова — Магомед Мусаев — был председателем исполкома Стратегического совета при главе Дагестана, который перераспределял в том числе и финансовые потоки.
Брат Абдулатипова — Раджаб — когда-то возглавлял республиканскую ФМС, затем стал депутатом. Остальные родственники и знакомые Абдулатипова также сидят на ключевых и хлебных должностях в Дагестане.
Источник: сотрудник администрации Республики Дагестан
